Состоялось очередное городское методическое объединение учителей-логопедов на базе МДОАУ д/с № 38 города Свободного по теме «Формирование знаний и представлений об окружающем как путь обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста».
Махнева С.А., учитель-логопед ГОАУ Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната города Свободного, выступила с консультацией «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром».
В своей консультации Светлана Анатольевна отметила, что содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется федеральной программой развития и воспитания детей. Педагог напомнила коллегам, что обогащение содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, осуществляется с помощью различных методов и средств: наблюдение, речевая логическая задача – это рассказ-загадка. Действенными методами являются задания на все проявления отношения к окружающему миру: работа детей с иллюстративным материалом, решение проблемных ситуаций, постановка детей в ситуацию выбора отношения, беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п. Учитель-логопед рассказала, на что должен обратить внимание педагог в ходе работы по обогащению и активизации словаря детей на основе ознакомления с окружающим–это отбор необходимого словарного материала; правильность собственной речи; создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение. В ходе консультации педагоги вспомнили несколько направлений в словарной работе: 1) Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; 2) Углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений, освоение содержания слова на уровне его значения; 3) Формирование родовых и видовых обобщений, а также усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
В заключении консультации педагоги сделали вывод, что в процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.
Бондарева О.Ю., учитель-логопед МДОАУ д/с № 38 г. Свободного, подготовила и провела занятие по развитию речи «Следствие ведут детективы». Ольга Юрьевна рассказала о цели, задачах, программном содержании, ожидаемом результате, о формах его реализации; дала краткую характеристику подгруппе детей, с которой проводилось занятие. Занятие проводилось с подгруппой детей из 6 человек.
Учитель-логопед отметила, какие трудности вызывали у детей предлагаемые задания на занятии. Педагог рассказала о предварительной работе с детьми. Все игровые действия были направлены на решение поставленных задач и достижение цели занятия, на развитие словаря детей, формирование у детей умения дифференцировать звук и букву, гласные и согласные звуки; на закрепление умения давать характеристику гласных звуков, определять звук и количество звуков в слове, определять позицию заданного звука в слове; на умение дифференцировать речевые и неречевые звуки, умение составлять из букв слова.
В занятии Ольга Юрьевна использовала следующие методы и приемы. Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий (предметы, картинки, схемы). Использовались практические методы обучения: упражнение. Игровые приемы:выполнение различных игровых действий, создание игровой ситуации. Словесные приемы: вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Учитель-логопед использовала на занятии разнообразное оборудование и дидактический материал. Весь наглядный и используемый педагогом материал эстетически оформлен, аккуратно выполнен, яркий, красочный. Калинина Т.В., учитель-логопед Свободненской специальной (коррекционной) школы-интернат, выступила с консультацией «Обзор литературы и дидактического материала по формированию лексики». В своей консультации Татьяна Вячеславовна рассказала, как о новинках, так и о давно используемом дидактическом материале и литературе по развитию словаря. Педагоги смогли познакомиться с методическими пособиями В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, О.А. Арнаутовой «Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой»; Н.В. Кошелевой, Н.А. Кочетковой «Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи»; В.В. Бароновой «Развитие речи дошкольников. Обогащение словаря детей 5-7 лет глаголами», Е.А. Алябьевой «Развитие глагольного словаря»… Представлена была и литература с играми и упражнениями И.А. Чистяковой «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников»; Т.А. Куликовской «100 упражнений для формирования словаря дошкольника» и т.д. Татьяна Вячеславовна продемонстрировала комплект из 5-ти логопедических домашних тетрадей Е.М. Косиновой «Формируем словарный запас», а также рабочие тетради Т. А. Ткаченко «Обогащаем словарный запас». Учителя-логопеды также познакомились с разнообразным картинным материалом по развитию словаря разных авторов.