На базе ГОАУ Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната города Свободного 25 ноября 2024 года состоялось городское методическое объединении учителей-логопедов по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста». (далее –ГМО).
Учитель-дефектолог Чебанова Е.Н. выступила с докладом «Эмоциональный интеллект». В своем докладе Елена Николаевна раскрыла термин «эмоциональный интеллект». Рассказала, как понимают структуру ЭИ разные ученые. Обратила внимание на то, что важнее: EQ или IQ. Она подробно рассказала, как устроен ЭИ, как он работает, что есть два уровня ЭИ – высокий и низкий, остановилась на четырех базовых навыках ЭИ, рассказала почему важен эмоциональный интеллект. Елена Николаевна отметила, что развитие ЭИ предполагает постепенное освоение ребенком каждого этапа: предэмоциональный (с рождения до трех лет), эмоциональная осведомленность (дошкольный возраст, 4-7 лет), развитие саморегуляции (школьный возраст, 7-10 лет), развитие эмпатии и социальной компетентности (подростковый возраст, 10-18 лет). В конце своего доклада педагог поделился некоторыми способами развития эмоционального интеллекта.
Педагог психолог Старчукова О.Н. представила обзор диагностических методик по изучению уровня сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников. Одна из таких методик «Словарь эмоций» (модификация методики Ивановой Е.С.), которая направлена на выявление объема и содержания активного словаря эмоций, которые может назвать ребенок. Также педагоги познакомились с методикой М.А. Нгуена «Что – почему – как», которая позволяет выявить степени готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нем. Ольга Николаевна познакомила коллег с методикой Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация», диагностическая серия № 2. Состоит данная методика из трех этапов, она направлена на выявление сформированности двух компонентов процесса распознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний. Следующая методика, на которой остановился педагог, «Эмоциональная пиктограмма» модификация М.А. Кузьмищевой. Цель ее использования: выявление особенностей эмоционального развития, определение объема и структуры эмоциональных представлений у детей младшего школьного возраста. Методика Ивановой Е.С. «Тест лицевой экспрессии», направлена на описание испытуемым тех эмоций, которые испытывают герои, изображенные на рисунке.
Учитель-логопед Косицына А.В. выступила с докладом «Развитие эмоционального лексикона у младших школьников с ОНР, как средства формирования эмоциональной компетентности». Анна Владимировна рассказала об актуальности данной темы на сегодняшний день. Обратила внимание на то, что эмоциональная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения человека к тому или иному предмету высказывания, в той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Педагог раскрыл понятие и особенности развития эмоциональной лексики в онтогенезе. Дала краткую характеристику эмоциональной лексики у школьников с общим недоразвитием речи. Анна Владимировна отметила, что учеными выявлено, что эмоциональная лексика используется детьми с речевыми нарушениями выборочно, фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности. Учитель-логопед обратила внимание на тот факт, что особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта и формирование эмоциональной компетентности приобретают в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения вставать на позицию другого человека, учитывать его потребности и чувства). У детей есть все возрастные возможности и предпосылки для развития эмоционального интеллекта как подсистемы эмоциональной компетентности, как внутренней (ментальной) способности субъекта (работы внутреннего мира ребенка) тесно связанной с функцией познания и переработки информации и управлением эмоциональной сферой. Педагог рассказала о том, что целенаправленное формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы. А также Анна Владимировна дала краткий анализ эффективных методов по формированию эмоциональной лексики у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На данном МО учитель-дефектолог Косицына С.А. и педагог психолог Старчукова О.Н. представили видео запись коррекционно-развивающего занятия «Волшебная страна чувств: эмоция гнева». Коррекционно-развивающее занятие было проведено с подгруппой детей из 4 человек. Ольга Николаевна отметила, какие трудности вызывали у детей предлагаемые задания на занятии. Педагог рассказала о предварительной работе, которая была проведена с детьми. Все задания и игровые действия были направлены на решение поставленных задач и достижение цели занятия. Педагог отметила, что на достижение цели и решение поставленных задач данного занятия потребуется целый комплекс таких занятий.
На занятии педагоги использовали наглядные методы: демонстрация наглядных пособий (пиктограммы, карточки, картинки).Использовались практические методы обучения: упражнение. Игровые методы. Игровые приемы:выполнение различных игровых действий, создание игровой ситуации. Словесные приемы:вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Учителя-логопеды Махнева С.А. и Павлова Т.Е. представили вниманию педагогов фрагменты видеозанятий с использованием пособий, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Светлана Анатольевна показала работу с методическим пособием «Покажи эмоцию». Пособие выполнено из дерева, очень красочное и эстетичное. Дети с большим интересом выполняли предложенные им задания. Татьяна Евгеньевна показала работу с пособием «Кубик эмоций».
Калинина Т.В., учитель-логопед Свободненской специальной (коррекционной) школы-интернат, представила вниманию коллег обзор специальной литературы и методических материалов по формированию эмоционального интеллекта. Педагог рассказала о книге Ольги Бочковой «Личные границы и эмоции. Правдивые истории из жизни Никиты». Эта книга, созданная для чтения с детьми, заинтересует их множеством цветных картинок и научит правилам личной безопасности. Как быть, если любимую игрушку ребёнка взяли без спроса? Почему важно правило «твоё тело – твоё дело» и означает ли оно, что можно не чистить зубы? Об этом и многом другом расскажут увлекательные истории, а закрепить знания помогут интересные задания.
Татьяна Вячеславовна познакомила с книгой Нины Ливенцовой «Я ужасно злюсь! 7 историй для работы с агрессией». Автор создал семь увлекательных историй, которые помогут ребёнку разобраться в эмоционально сложных ситуациях, а также составил списки практических заданий для детей и рекомендаций для родителей, благодаря которым работа с агрессией будет наиболее эффективна.
Педагог продемонстрировала самые добрые книжки для малышей Е. Ульевой. Одна из них «Что ты чувствуешь?». Это 21 терапевтическая сказка с добрыми сюжетами, которые учат понимать чувства и выбирать способы их выражения.
Учитель-логопед рассказала о сборнике «50 терапевтических сказок и игр. Дружим с эмоциями», который предназначен для детей 2-5 лет и их родителей. Сказки в сборнике затрагивают множество ситуаций, с которыми ежедневно сталкиваются родители и малыши. При помощи специальных техник регулирования сказки сборника помогают малышам научиться справиться с самыми разными эмоциями. Техники регулирования эмоций – это приёмы, заложенные в простые игры, поиграть в которые с малышом можно в любое время и в любом месте. Некоторые игры смогут помочь здесь и сейчас справиться с острой эмоцией, и ребёнок перестанет злиться, плакать или капризничать. Другие игры имеют отсроченный эффект: развивают эмоциональный интеллект, учат ребёнка прислушиваться к тому, что он чувствует, тренируют воображение, что поможет в будущем находить нестандартные решения ситуаций.
Татьяна Вячеславовна познакомила педагогов с рабочими тетрадями Т. Трясоруковой: «Развитие базовых эмоций», диагностическая раскраска «Эмоциональный интеллект», а также с настольными играми «Развиваем эмоциональный интеллект», «Эмпатика», «Твои эмоции и чувства», «Страсти-мордасти». Продемонстрировала образовательную веб-игру для детей младшего школьного возраста – «Город эмоций». Она помогает ребятам обогатить свой эмоциональный словарь, лучше понять себя и свои чувства, научиться управлять эмоциями. В игре есть три уровня: «Море эмоций», «Волшебный лес», «Земли вулканов». Каждый уровень направлен на развитие определенных полезных для ребенка навыков.
Данное методическое объединение прошло на высоком уровне. Все участники МО были заинтересованы в материале, который представляли их вниманию педагоги Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната города Свободного.