В Свободном завершилась естественно-научная смена для школьников под названием «Невероятные приключения веществ из смартфона и не только…». Юные амурчане узнали, какие вещества используются при изготовлении гаджетов, в каких еще сферах их применяют, сами проводили химические опыты и защищали свои проекты.

Смена на базе гимназии № 9 Свободного длилась 10 дней, ее участниками стали 60 школьников 5-6 классов. Каждый день они узнавали новую информацию о различных веществах, проводили опыты, смотрели познавательные фильмы.

«В течение 10 дней мы изучали основные вещества, которые входят в смартфон. Например, тот же углерод! Мы изучили все его модификации – чем тот же алмаз отличается от графита, ведь все это углерод. Рассматривали его соединения – такие как мрамор, мел, известняк, откуда это появилось и что из этого делается. Или изучали тот же самый кремний – это буквально «мозг» телефона. Изучали золото – оно тоже входит в состав смартфона, в телефоне примерно 0,034 мг золота. Мы разбирали, что значит проба драгметаллов, посчитали, сколько золота в колечке у мамы, посмотрели, какие самые большие бывают самородки, где они хранятся. Вообще в телефоне около 70 различных элементов, и, рассказывая о любом веществе, мы говорили о его свойствах, достоинствах, о том, где оно применяется», – рассказывает учитель химии и биологии гимназии № 9 Маргарита Стасюк.

Отчет о каждом дне смены можно было прочитать в инстаграм- аккаунте гимназии. Каждая публикация содержала интересные факты. А чтобы показать, что химия – это не страшный и сложный, а интересный и увлекательный предмет, организаторы смены смотрели со школьниками познавательные научные ролики и мультфильмы, посвященные веществам, дети проводили химические опыты, создавали геометрические фигуры – модели кристаллов, из пластилина и зубочисток лепили кристаллические решетки, создавали поделки. Например, изучая алюминий, создавали поделки из алюминиевой фольги, медь – работы из синельной проволоки, железо – поделки из жестяных банок.

«Самые впечатляющие опыты – когда вещества меняют цвет. Например, это любые опыты с раствором меди. Он голубого цвета, а когда к нему приливаешь щелочь, выпадает насыщенный голубой осадок. Если в этот раствор положить железный гвоздь, он покроется ржавчиной – сверху выступит медь. Детям это очень интересно! Или взять щелочь, то же самое средство для промывания труб. Туда можно налить индикатор фенолфталеин – вещество, которое позволяет определить, какая среда – кислая или щелочная, – и при соединении двух бесцветных растворов появляется яркая малиновая окраска. Добавляешь кислоту – окраска исчезает. Для детей это вау!» – делится Маргарита Анатольевна.

Последний день смены посвятили изучению нефти и газа, обсудили со школьниками работу Амурского газохимического комплекса и Амурского газоперерабатывающего завода. В гости к участникам смены пришли представители СИБУРа, они показали и дали примерить детям спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, которые обязательны на производстве, рассказали о своей работе.

Итогом 10-дневной смены стало создание 3Д-макета карты Амурской области с нанесенными на нее минералами, которыми богат регион. Дети сами работали над проектами и защищали их.

Организовать профильную смену удалось благодаря поддержке СИБУРа. Компания выделила почти полумиллионный грант на приобретение VR-класса, и теперь в гимназии есть необходимое оборудование – 4 комплекта шлемов, благодаря которым ученики прямо на уроке смогут оказаться, например, в 3Д-модели сердца или на поле битвы. С помощью VR- оборудования можно проводить занятия по математике, истории, географии и другим предметам.

Гимназия со своей стороны в качестве софинансирования придумала и реализовала профильную смену для школьников. «5-6 класс – это тот возраст, когда дети любознательны и пока только в предвкушении, что у них будет какая-то химия, и все ее боятся. Надеюсь, после нашей смены они поняли, что химия – это интересно, и без химии сейчас никуда», – заключила Маргарита Стасюк.